Сахарный мониторинг
  ГЛАВНАЯ  МОНИТОРИНГ  НОВОСТИ  ПОДПИСКА  ТРЕЙДЕРЫ  АРХИВЫ  КОНТАКТЫ
 Для подписчиков
 Актуальные темы
 Базы данных
 Подписка
 О нас
 Дополнения

 
  
Бразилия: сахар, нефть и этанол
10.08.2006

На «пьяном» автомобиле – по джунглям, или как хунта спасла Бразилию от бензинового кризиса

Говорят, что все началось в 1975 году. Это было время господства в Бразилии военной хунты, захватившей бразды правления после военного переворота 1964 года, мирового нефтяного кризиса и страшной засухи, уничтожившей урожай кофе. Тогда стоимость одного барреля нефти поднялась с 3–4 долларов в 1972 году до 6–8 долларов в 1975 году. Такого роста цен никогда не было, и это казалось Первый бразильский самолет на этанолекатастрофой. Военные ориентировались на крупных латифундистов – ведь в стране 40% пригодных к обработке земель принадлежит 1% населения. Вывозить стало нечего, поскольку важнейшие статьи бразильского экспорта кофе и сахара по причине неурожая и таможенных антисахарных барьеров, возведенных США и европейцами, фактически были сведены к нулю.

Именно тогда генералы и разработали программу «Proalcool», предусматривающую стимулирование путем госсубсидий производство спирта или этанола из излишков сахарного тростника. Она решала сразу две проблемы: с одной стороны, это была реакция на нехватку нефти, поскольку этанол начали подмешивать в бензин, а с другой – был найден новый источник доходов для владельцев плантаций сахарного тростника.

Генералам удалось спасти страну от «бензинового» голода, а латифундистов от разорения. Государственная поддержка производства этанола продолжалась до 1999 года. Тогда в правительстве посчитали программу «Proalcool» самоокупаемой. Правительство возобновило программу несколько лет тому назад, когда цены на нефть ускорили свое движение вверх. По данным Американской федерации производителей сахара, поддержка производства этанола обходится государству в 1 млрд. долларов в год.

В Бразилии производится два вида этанола, или этилового спирта: негидрированный, который представляет собой добавку к бензину в пропорции 20–24% и не требует изменений в двигателе, а также гидрированный, который применяется в качестве топлива и требует специального двигателя, работающего на спирте.

Бразильское правительство использует механизм изменения доли спирта в смеси с бензином для регулирования производства сахара и спирта, так как увеличение доли этанола до 24% ведет к росту спроса на этанол и уменьшению производства сахара, а уменьшение доли этанола до 20% – к падению спроса на этанол и увеличению производства сахара. Мировой экспорт этанола составляет 4 млрд. литров в год, при этом на долю Бразилии приходится 13%. Cебестоимость производства этанола в Бразилии невысока – 0,20 доллара/литр. Для сравнения в США – 0,33 доллара/литр, в ЕС – 0,55 доллара/литр, в Австралии – 0,32 доллара/литр, в Таиланде – 0,29 доллара/литр. Бразилия рассчитывает на увеличение экспорта этанола в связи с ростом мирового спроса на негидрированный спирт, используемый в качестве добавки к бензину. Ведь в США, Франции, Испании, Германии и других странах должны начать действовать программы по его активному применению. Так, по оценке профессора Изайяса де Карвальо Маcедо из университета Уникамп в Сан-Пауло, до 2010 года потребность в этаноле в США составит до 20 млрд. литров, в Японии – до 12 млрд. литров, в ЕС – до 14 млрд. литров, в восточноевропейских странах и в Канаде – по 2 млрд. литров.

Первый автомобиль с мотором, работающим на смеси этанола и бензина появился в Бразилии еще в 1979 году. Ожидается, что к 2015 году доля зарегистрированных автомобилей, работающих на смеси бензина и этанола, составит уже 90%. Ведь цена этанола равна примерно половине нынешней цены бензина в Бразилии. Очеведное преимущество подобной смеси не только в ее относительной дешивизне, но и в меньшем отрицательном воздействии на окружающую среду. Это делает этанол и смеси с ним для автомобильных двигателей особенно привлекательным во времена, когда не так легко добиться целей, поставленных Протоколом Киото.

Бразильские фирмы открывают новые сферы применения этанола. Так, фирма Neiva (Industria Aeronautica Neiva S.A)., дочерняя структура бразильского авиастроительного концерна Embraer (Empresa Brasileira de Aeronautica S.A.), поставила одной из сельскохозяйственных компаний страны первый в мире серийный одномоторный самолет «Ipanema», топливом которому служит этанол.

Олег Никифоров
К разделу "О разном"
 


 
HOME |  МОНИТОРИНГ |  НОВОСТИ   | ПОДПИСКА |  ТРЕЙДЕРЫ |  АРХИВЫ |  КОНТАКТЫ
Dum spiro, spero
ISCO-I    MOSCOW 2004
 
ИКАР